Куда глаза глядят

Ходить пешком – великое дело! Прогулки позволяют нам увидеть гораздо больше, чем мы планировали и предполагали до поездки. Забрести в уголки, где нормальные туристы, вроде, и показываться не должны, и нежданно обнаружить там такое, чего никак по определению там быть не может! Это – обязательное вознаграждение (по каким-то немыслимым законам туристического любопытства) за неутомимую ходьбу.

Ллорет де Мар

Выбирая отдых у побережья Испании, обратите внимание на разницу в окружающем ландшафте в обе стороны от Барселоны. Одна сторона – Коста-Дорада – песок-песок-песок и теряющаяся в дымке узкая полоска хребтов на горизонте. Другое побережье – Коста-Брава – уходит в наступающие на пляжи зеленые горы, становясь все уже и уже. Отдых здесь намного интереснее.

Барселона

Однажды поздно вечером, посмотрев незабываемое шоу барселонских фонтанов, возвращались мы в свой отель на побережье. Автобус резво бежал сначала по равнине, а затем как-то незаметно стал подниматься все выше и выше в предгорья Альп. Было тепло, и в автобусе работал кондиционер. Но не тот современный, с системой охлаждения, а просто тренькалка-бренькалка, гоняющая туда-сюда воздух по салону из отверстий над сиденьями и позволяющая легко подцепить простуду, лишая надежд на благополучное окончание отпуска.

Едем мы вот так, едем, и вдруг явно чувствуем – воздух резко изменился. Пряные ароматы неизвестного происхождения все больше и больше наполняли салон. Народ вокруг с недоумением озирался, вытягивал шеи в сторону водителя, пытаясь разгадать тайну, из каких-таких закромов он подпустил отдушек и кислорода.

Через какое-то время дошло, что водитель тут ни при чем, а чистым кислородом нас снабжает все та же тренькалка-бренькалка, не устоявшая перед сильным ароматом пиний, эвкалиптов и еще каких-то растений, оживших теплой и влажной испанской ночью. Я распрямила согнутый в дороге позвоночник, освобождая скукоженные легкие, и свободно задышала, наслаждаясь негаданным счастьем бесплатной аромотерапии. Рядом слышалось активное дыхание соседей. Думаю, что даже тем, кто уснул в дороге, начали сниться сказки с цветами и добрыми феями.

На следующий день, оторвав взгляды от волн, мы внимательно стали осматривать окружавшие нас холмы с каскадами растительности, а затем решительно направились не к морю, а на уходящие вверх каменные ступени.

Ллорет де Мар

Мы поднимались выше и выше, отдыхая на запланированных площадках (за это спасибо отдельное – подобное скалолазанье вовсе не наш конек). Сверху глядели на бирюзовую воду и удивленно рассматривали и читали выцарапанные на могучих кактусах и агавах надписи всех стран по примеру «Киса и Ося здесь были».

Агава

Дочь моя во время передышек на площадках с удовольствием вычитала в путеводителе, что вокруг нас множество туристических троп разной степени сложности и в данной местности имеются необыкновенные ботанические сады (о них, надеюсь, напишем отдельно). Над нами шумели и качались могучие эвкалипты. Воздух – фантастический – «чист, прозрачен и свеж», цитируя классика! Смолистая хвоя круглых, как ежики, сосен – пиний, ароматные цветущие кустарники, фонтанирующие кислородом и полезными фитонцидами эвкалипты и терпкая йодная свежесть моря, соединялись в какой-то грандиозный пирог запахов, который сам лез в рот, в ноздри и прочищал московский тщедушный организм.

С этого дня мы только и делали, что гуляли вверх-вниз по окрестностям Ллорета до боли в мышцах, которая, впрочем, скоро прошла. А вот воспоминание об ароматном испанском побережье Коста-Бравы осталось, по-видимому, навсегда.

Что может завести в тупик от излишнего любопытства?
Со всеми в поездках хоть раз случаются курьезы, о которых вначале мы и не подозреваем. Однажды зимой мы решили съездить в Венецию. «О-о-о, – скажете вы, – ну там-то что может случиться? Не в канал же упали!» Да, в тот раз не упали, то другой случай.

Венеция

Но, повторюсь, были мы зимой, в январе (!). Сравните Венецию летом и зимой. Те туристические толпы, которые обычно ручьями растекаются по маршруту Площадь Сан-Марко – площадь Рима, ломали лыжи на горных курортах. В дождливую хмурую Венецию никто не спешил. Улицы были пусты, как наши спальные районы. На самих площадях народ, разумеется, и голубей кормил и соборами любовался. Но в той же математической прогрессии зимней к летней – один к ста. Стемнело как-то быстро и незаметно, и мы повернули назад: запланированный поезд в Верону уезжал через час. На узких тесных улочках света было еще меньше. По дороге встретили каких-то японцев, спросивших, не на ж/д ли вокзал мы двигаемся. Услышав, что да, присоединились с радостью и облегчением к нашей троице. Мы продолжили дружной компанией свой путь – по стрелочкам, по стрелочкам… Темнело на удивление быстро. В какой-то момент я оглянулась и тихонечко нервно засмеялась – наша группа значительно разрослась, теперь шло уже человек пятнадцать.

В какой-то неопределенный момент, взглянув на дома, я поняла, что стрелочки внезапно пропали, и тихо сказала об этом подругам. Это означало лишь одно – мы попали в «спальный район» Вероны. Но дорога вперед какая-никакая была, и мы решили двигаться на авось. Наконец и она закончилась: впереди каменный карман из трех сросшихся домов и темная вода канала с четвертой стороны. Сначала мы сделали вид, что шли именно сюда: с интересом несколько минут смотрели вверх на дома, на готовящихся ко сну голубей и веревки с развешенным нижним бельем и пододеяльниками, потом подошли к каналу и, вытянув шеи, попытались понять, куда течет эта черная вода.

Я уже поняла, что расплата неминуема, и медленно повернувшись к японцам и остальным присоединившимся, твердо и громко сказала: «Финиш!» Это все уже и так поняли, но почему-то продолжали с надеждой смотреть на нас. Ну а мы так же уверенно (и, я бы сказала, нагло) повернули обратно.

– Надеюсь, побьют нас не сильно, все тут люди вроде приличные, – быстро и тихо пробормотала я подругам. И мы дружно нервно засмеялись. Увидев, что настроение у нас хорошее, заулыбались и японцы, радостно кивая нам головами.

– Вот и славно, – кивнула я им в ответ и тихонечко запела пионерский марш: «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам!..», — вспоминая Шаинского за роялем и голосистого мальчика-солиста детского хора Попова. Подстраиваясь под марш, подруги мои вновь залились нервным счастливым смехом.

Разумеется, мы выбрались. На запланированный поезд, правда, опоздали-таки, а следующий отменили, что нормально для итальянских дорог. Но часов в 11 вечера мы уехали в свою маленькую уютную Верону. Зато теперь есть что вспомнить.

Как найти лучший пляж для отдыха
Приехали мы в Черногорию, в Будву. Народу – море. Пляжи – узкие. Ну, не совсем, но спина к спине и чужие пятки к голове – тоже лежать не хочется. Решили пройтись по берегу до конца. Пляж окончился, а дорожка – нет. Так вот вдоль берега и тянется в какой-то тоннель. Мы подумали: а что лежать, если только приехали? Все равно сгорим. И двинули дальше, в тоннель. Вышли к другому пляжу. Оказалось, Будва уже закончилась, начались Бечичи (это поселок такой). Пляж здесь шире, а народу меньше. Но лежать уже расхотелось, было интересно, где же дорога кончается. Прошли пляж, загребая песок ступнями, и вновь пешеходная дорожка вела нас через тоннель к следующему пляжу.

Вечером за ужином придумали себе развлечение на следующий день – попытаться дойти до места, где все-таки тоннели и пляжи закончатся.

Черногория

Но такая, знаете, интересная страна Черногория, что диву даешься. Кому нужно было соединять все эти деревушки проходами в единое целое, непонятно. (Это теперь они полны туристов, с развитой инфраструктурой и автобусным сообщением.) То ли местные жители раньше друг к другу в гости так ходили, чтоб короче было? За солью-спичками, например. В общем, непонятно, но занятно.

Вот наступил следующий день, мы позавтракали и отправились исследовать черногорское побережье. Первую часть пляжей прошли по накатанной – легко. Потом впереди оказались огромные валуны, и дорога увела нас от моря – и не только в сторону, но и вверх, а затем резко вниз. Но так как тропа не кончалась, мы топали и топали. Оказались в каком-то лесу, очень ароматном и жутко стрекочущем. Цикады не боялись нас и не умолкали ни на мгновение. Под ногами хрустели можжевеловые шишки, и подошвы сандалет скользили на сосновых иглах величиной с ладонь.

Наслаждаясь внезапной тенью, чудесными запахами и усыпляющим стрекотом, неспешно прогулялись по лесопарку и вышли к следующему пляжу – маленькому и очень чистому, с хорошими лежаками и зонтами от солнца, с детскими игрушками в специальных ящиках, и даже с собственными охранниками с двух сторон! Но и с соответствующей ценой.

Черногория

Осторожно пройдя рядом с ним, щелкнув на прощание цену лежания и мило улыбнувшись охранникам, решили не останавливаться, а двигаться еще дальше, пока дорога есть. Тропинка как-то ненавязчиво стала подниматься в гору. Мы тоже. Вновь пахучие смолистые сосны с выпирающими из земли корнями.

Где-то далеко внизу осталась бирюзовая вода Адриатики, такая прозрачная, что непонятно, насколько там глубоко. А если вдруг нырнуть захочется, реально это?

Свети Стефан

Вот тут и показалась крепость на островке – незаметно добрались мы до культурного наследия ЮНЕСКО – городка Свети Стефан (Святой Стефан, попонятней). И весь он похож на Старый город в Будве, но отделяет его от побережья этакий перешеек.

С двух сторон от перешейка – пляжи. Не такие крутые, как предыдущий, но цена за день лежания как в отеле-трешке.

Свети Стефан, платный пляж

Как оказалось, сам остров охраняемый. Вход в городок Святой Стефан только для тех, кто в нем проживает и для туристов, которые отдыхают в отелях на острове. Всё! Остальным нельзя! И называется памятником ЮНЕСКО! Зато, если это хоть немного утешит вас (вроде как мальчик-волшебник стаканчиком мороженного утешил Золушку после 12 ночи), на берегу в парке совершенно шикарный бесплатный туалет (видимо, все по той же причине принадлежности к ЮНЕСКО). Нас это утешило, хотя все остальное разочаровало.

В результате, когда посмотрели на карте свой маршрут, выяснилось, что прошли мы и Бечичи, и Рафаиловичи, и Пржно и много чего еще. Кстати, обратно мы тоже пешком шли. Только однажды, когда вечером пошли в Свети Стефан закат красивый снимать, решили вернуться на автобусе, заплатив по полтора евро.

Гуляйте пешком — не только здоровью поможете, но и встретите много неожиданного на пути и непременно привезете море впечатлений.